Вы находитесь здесь: Главная > Бандонеон и концертина > Бандонеон и концертина

Бандонеон и концертина

Бандонеон и концертина

Бандонеон и концертина
Бандонеон и концертина... Их возникновение неразрывно связано с тремя немцами, каждый из которых мог бы претендовать на «пальму первенства»
Это - инструментальный мастер и кларнетист  Карл Фридрих Улиг из Хемница / Carl Friedrich Uhlig (Chemnitz), сконструировавший в 1834 году первую немецкую концертину, и ничего ещё не знавшего об изобретении и исследованиях английского учёного-физика сэра Чарльза Уитстона / Charles Wheatstone, который исследуя акустику создал в 1829 году новый музыкальный инструмент предшественник английской концертины. Правда это была ещё далеко не концертина, как мы её себе представляем, а только лишь металлическая коробочка с голосами без меха с овальным мундштуком и названная им "Симфониум". По этому описанию, на мой взгляд, запатентованный инструмент больше походил на мелодику чем на концертину.  Генрих Банд

из Крефелда / Heinrich Band (Krefeld) - учитель музыки и торговец музыкальными инструментами  имя которого и дало название новому инструменту, и наконец -  Карл Фридрих Цимерман из Карлсфельда / Carl Friedrich Zimmermann (Carlsfeld), начавший в 1849 году производство первых бандонеонов. Существуют несколько правдоподобных версий создания этого музыкального инструмента сыгравшего столь значительную роль в развитии и распространении жанра танго в начале 20 века, но

Не оставляет сомнений то, что бандонеон и концертина возникли на немецкой земле и бандонеон представляет собой её усовершенствованный и улучшенный вариант

 

Также достоверно известно что слово бандонеон произошло от имени Генриха Банда / Heinrich Band,

учителя музыки из города Крефелд / Krefeld, учившегося предположительно в 1840 году в Хемнице игре на концертине у Фридриха Улига.
Английская концертинаВот так звучит ирландская музыка

Григораш Динику - "Жаворонок" Валентин Осипов (Концертино) и трио "Академия" - Владимир Ушаков, Светлана Ставицкая, Сергей Лихачев

Генрих Банд сам ничего  не изготавливал, а  покупал в Богемии / Böhmen (сейчас это территория Чехии) и Саксонии /Sachsen производимые там концертины, переделывал их, улучшая механику и увеличивая диапазон. Эти инструменты продавались под названием – бандион / Bandion исключительно в его магазинчике, который он унаследовал от своего отца, и их диапазон увеличился благодаря ему сначала до 64, а позже до 88 звуков (концертина имела тогда только 54 звука). Таким образом уже в 1846 году появились инструменты со 100 звуками, которые нашли применение в городском оркестре, и всё это - на 3 года раньше чем у Карла Фридриха Цимермана / Carl Friedrich Zimmermann, которому многие приписывают создание бандонеона в 1849 году.
Как появилось название бандонеон?  По этому поводу тоже нет единого мнения. Не оправдались часто цитируемые аргументы что якобы Генрих Банд создал для производства и продвижения своих инструментов „Band Union“ что созвучно слову бандонеон и отсюда мол название инструмента. Мне гораздо ближе другая точка зрения на его происхождение.  В то далёкое время инструменты из рода гармоники назывались Аккордионами / Accordion, что от итальянского слова «Accord» и древнегреческого окончания «ion», имеющее мифическое происхождение и переводимое как «нечто находящееся в движении». Движение... – это наверное не только необходимость постоянного движение меха, но и то, что инструменты применялись в основном в движении, во время ходьбы, шествий, процессий, на них играли в основном стоя и держались они за счёт шейного ремня который крепился за проушины к середине меха. Названия Аккордион и концертина - были к тому времени известные, хорошо звучащие бренды, а вот новый инструмент так и не имел красивого названия. Его называли «Аккордион нового типа» или просто «гармоника». И вот тогда прибавив к не очень благозвучному «бандион» ещё один слог, получилось –  бандонион, а впоследствии поменявшаяся  буква i на e окончательно определило название нового инструмента: бандонеон. Генрих Банд продолжал совершенствовать своё детище в результате чего диапазон увеличился с 106 до 112, а потом и до 130 звуков. В 1924 немецкий союз Концертины и Бандонеона установил параметры для так называемого «стандартного бандонеона» - 72 кнопки и 144 звука.
Бандонеон очень быстро стал известен и популярен далеко за пределами Германии и в 19 векe с моряками и переселенцами попал на Американский континент, где в Аргентине получил поистине свое новое рождение. Из-за своего малого веса и размера, небольшой цены, универсальности он прочно обосновался в борделях и пивных громадного и бурлящего Буэнос-Айреса, зазвучал на его улицах и в подворотнях, постепенно вытесняя из ансамблей духовые инструменты особенно флейты.
Южноамериканцы предпочитают бандонеоны «Рейнского типа»  со 142 звуками. Конструктивные "недостатки" такие как стук клавиш и шум при закрытии меха был воспринят положительно и органично интегрирован в игре на инструменте. Тембр этих инструментов - от резкого до мягкого, от заунывного до таинственного одновременно. Из Аргентины бандонеон вместе с танго триумфально вернулся снова в Европу, обогатившись новым звучанием и игровыми приёмами.

Танго – это та сила, которая, по крайней мере на мгновение, объединяет чужих и незнакомых людей. Этот шепот чувственности осуществляемый через подражание. Танго – это также блеск танцевального зала и шарм преступного мира, великолепие Парижа и дымный полумрак кафе и притонов в Буэнос-Айресе. Танго – это мир утончённых метафор, захватывающий своей меланхолической тоской.

Без бандонеона, изобретённого немцами, аргентинское танго не стало бы наверняка таким, каким мы его знаем - наследием мировой культуры. Это настоящее "фортепиано маленького человека" рождённое в Саксонии, кстати, совсем недалеко от Клингенталя.

В столице Аргентины Буэнос-Айресе в 2007 году есть даже памятник танго - 3,5-метровый стальной бандонеон.Памятник бандонеону в Буэнос-Айресе

Внутри Германии также отмечался бандонеонный «бум». Уже начиная с 1900 года возникли объединения, оркестры, клубы. Только в 1939 году было зарегистрировано 686 оркестров. Бандонеон стал ведущим инструментом в танцевальных ансамблях.

Позднее бандонеон в Европе и в Германии вытеснился более совершенным аккордеоном, звучащим почти так же, но с гораздо большими исполнительскими возможностями.

На этой записи Richard Galliano играет Арию И.С.Баха на бандонеоне

К сожалению бандонеон в силу исторических причин не получил в России должного распространения и развития, но, тем не менее, нашлись энтузиасты этого инструмента. На этом видео россиянин Александр Митенёв, лауреат конкурсов в Клингентале и в Кастельфидардо 2009 года играет на этом редком для России инструменте.

Ну, и конечно же, самый яркий представитель - Астор Пиаццолла /Astor Piazzolla. Это с его именем, прежде всего, и ассоциируется понятия современный бандонеон. Благодаря ему и его знаменитым композициям, открывшим миру необычайную красоту и разнообразие аргентинских мелодий, танго превратилось в жанр почти классический, перекочевавший из борделей и подворотень в изысканнейшие концертные залы и получившее название Tango Nuevo – новое танго.
Бандонеонист-виртуоз Клаудио Константини исполяет Токкату и фугу И.С.Баха ре минор

Теги: ,

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

5 комментариев к записи “Бандонеон и концертина”

  1. Катя М.:

    Какая интересная статья! Спасибо.

  2. Полезного много нашла для себя

  3. Willy:

    Отлично!!!Классная музыка!!!Спасибо.

  4. Ольга:

    Необыкновенно интересный материал, особенно видео. Спасибо, буду к вам почаще заходить.

  5. Светлана:

    Очень интересная и содержательная статье о бандонеоне, раньше о нём ничего не слышала. Прекрасная музыка.Получила удовольствие! Удачи вам и вашему сайту!

Оставить комментарий