Вы находитесь здесь: Главная > Баян и аккордеон > Кнопочный аккордеон. Баян — его русская разновидность

Кнопочный аккордеон. Баян — его русская разновидность

Кнопочный аккордеон. Баян - его русская разновидность

Липецкое трио баянистов
Сергей Ельчанинов,Вячеслав Мельник, Виктор Карпий

Кнопочный аккордеон. Баян - его русская разновидность

Живя в России я как-то никогда не задумывался об этом, и мне всегда представлялся кнопочный аккордеон как инструмент с большими кнопками и с грифом глубоко сидящим у корпуса. Но насмотревшись в Германии на музыкальной ярмарке во Франкфурте  на различные модели аккордеонов, в том числе и кнопочные, и попробовав их, я начал думать по-другому: кто я по специальности? Являясь по российскому диплому преподавателем баяна и концертным исполнителем - баянистом, я не знал, да и не только я, но и переводчики, переводящие мой диплом, как писать мою специальность.

И вдруг меня осенило: Аккордеон, преподаватель аккордеона, аккордеонист!

В то время это было для меня по-настоящему революционным решением, изменившим моё сознание и представление об инструменте которому посвятил свою жизнь. Инструмента баяна - нет в Западной Европе, в Америке, в других странах, есть только в России, в странах бывшего СССР и в странах социалистического лагеря. Ну, не странно ли? Но зато есть кнопочный аккордеон.  

В дальнейшем встречаясь с немецкими аккордеонистами - профессионалами и любителями, а также со своими коллегами переехавшими как и я из России и стран СНГ, читая газету "Intermusik" и журнал "Harmonika International", я открыл для себя что Россия не является "родиной слонов", что

баян - это тот же самый кнопочный аккордеон, но только его русская версия.

Посмотрите на различные системы русской гармони: елецкая, вятская, ливинская, саратовская, хромка, тальянка, черепашка всех и не перечислишь. Так же обстоит и с кнопочным аккордеоном: в разных странах свои предпочтения и системы. Например в отличии от русского баяна,  в западно-европейских C -Griff - нота "До"  находится не в третьем, а в первом ряду. То-есть -  первый и третий ряды поменялись местами. Вот и вся разница...

А теперь несколько слов о звучании. У современных регистровых инструментов эта разница практически отсутствует, можно говорить только лишь об особенностях настройки, зависящая от вкуса покупателя-заказчика и национальных особенностей.
Некоторые модели концертных клавишных аккордеонов на Западе называют даже баянами (см.Каталог Bugari или Siwa & Figli). Это если они включают в себя весь "джентльменский набор"
современного инструмента: готово-выборную систему/Converter, ломанную деку/Cassotto, регистры/Register, в том числе и подбородочные/Kinnregister.
В общем - "крыша" едет. Всё перемешалось. Аккордеоны стали баянами, баяны - аккордеонами. А может быть это всё-таки один и тот же инструмент и нечего тут  "копья ломать"? Тем более как вы видите

разницы между баяном и кнопочным аккордеоном практически нет никакой

У нас раньше принято было идеологизировать это различие, ведь аккордеоны пришли к нам с Запада и принесли вражескую западную идеологию и культуру, а это мягко говоря не поощрялось. А вот баяны - противопоставление всему этому, это хорошо, это наше русское, поэтому поддерживалось на государственном уровне. Название  Аккордеон всё-таки произошло от левой клавиатуры которая у всех разновидностей одинаковая, принцип звукообразования  - тоже,  ну а различия в правой руке -это национальные особенности или, если хотите, дело вкуса и воспитания. Есть впрочем и другая версия названия Аккордеон: это от итальянского слова «Accord» и древнегреческого окончания «ion», имеющее мифическое происхождение и переводимое как «нечто находящееся в движении». Движение... – это наверное не только необходимость постоянного движение меха, но и то, что инструменты применялись в основном в движении, во время ходьбы, шествий, процессий, на них играли в основном стоя.

Липецкое трио баянистов (Сергей Ельчанинов, Вячеслав Мельник, Виктор Карпий)  исполняет обработку Вячеслава Черникова "Отрада"


Кнопочный аккордеон. Баян - его русская разновидность  Баян и кнопочный аккордеон, по сути дела - один инструмент, разновидности аккордеона. Аккордеоны с фортепианной правой клавиатурой (Piano Akkordeon) уже давно унифицировались, т.е. стали похожими друг на друга, а вот с кнопочными аккордеонами (Knopf Akkordeon,Button Accordion) на которых играют во Франции, Германии, Бельгии, Италии и в других странах Западной Европы дела обстоят иначе.

Так чем  же кнопочный аккордеон отличается от наших баянов?

К счастью, левая  "стандартная  клавиатура" за малым исключением везде одинаковая, но в правой и в "выборной" - всё по другому, с нашей точки зрения - навыворот. Принято различать две системы:

B-Griff - собственно говоря - баян, это наша русская версия кнопочного аккордеона с нотой "до" в третьем ряду и C-Griff - западно-европейская система, с нотой "до" в первом ряду. 

Вроде бы небольшая разница - первый и третий ряды поменялись местами так, что нота "до" вместо третьего ряда оказалась в первом, но сыграть что-нибудь на таком инструменте без переучивания практически невозможно. А в выборной клавиатуре  всё вообще в прямом смысле поставлено с ног на голову. Нижние басовые ноты не внизу как у нас, а вверху клавиатуры и успокаивает лишь то, что теоретически понимаешь как она устроена, так как это реально правая клавиатура баяна, но это всё равно не приносит облегчение когда берёшь инструмент в руки.
Играет один из молодых лауреатов международных конкурсов Александр Хрустевич, Украина, Ассистент-стажёр НМАУ им. П.И.Чайковского (кл. проф. В.В. Бесфамильнова).

Французцкие аккордеонисты Domi Emorine (Piermaria) и Eric Bouvelle (Covagnolo)   играют польку Perles de Cristal

Для производителей аккордеонов и баянов - C-Griff или B-Griff  не имеет принципиального значения, все модели кнопочных аккордеонов выпускаются в двух вариантах.

Также расположение грифа на корпусе инструмента в разных моделях разная: есть как у нас - ближе к середине инструмента, или как у  аккордеона - ближе к корпусу.

Ещё один пример, француз Frederic Langlais  играет на Cavagnola два французских вальса -мюзетта 

Мне думается что здесь налицо взаимообогащение двух систем. Дело в том, что за последние 20 лет на Запад уехало много баянистов и аккордеонистов из России и стран бывшего СССР, которые заказывая и покупая инструменты оказали большое влияние на производителей и стимулировали Европейский рынок аккордеонной продукции. В последнее время некоторые фирмы такие как Vignoni, Viсtoria и др. даже выпускают на заказ инструменты с цельными планками Titlbach произведёнными в Чехии  и привезёнными оттуда. Так что теперь вы видите, что

наш баян и кнопочный аккордеон - это один и тот же инструмент. Knopfakkordeon, button accordion, баян, кнопочный аккордеон - различие только в названии, все они - разновидности аккордеона

Теги:

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

11 комментариев к записи “Кнопочный аккордеон. Баян — его русская разновидность”

  1. Россия , СССР и Российская империя всегда была плагиатчиком, но умела модифицировать хорошо. Понты выше правды….. Вся история — сплошная иллюзия и фейки

  2. Paul:

    Добрый день! Как выясняется, современные баяны и кнопочные аккордеоны — с одинаковым звучанием и это синонимы, НО , как видно из ваших статей, раньше всё-таки звучание баяна и аккордеона (ввиду особенностей конструкции и настройки) отличалось. Отсюда вопрос — корректно ли тогда назвать баян середины 20века кнопочным аккордеоном или, всё-таки, нужно делать оговорку, что только с ТАКОГО-ТО ПЕРИОДА грань между ними стёрлась? Спасибо.

  3. Современные инструменты вы не сможете отличит по слуху, они звучат одинаково. Все эти инструменты входят в семейство гармоник, так как способ образования звука одинаковый, а также общепринятое название их — аккордеон. А вот правая клавиатура бывает кнопочная или клавишная при относительно одинаковой левой. Просто нам вдолбили в советские времена что баян изобрели в России в начале 20 века, забыв указать что до этого он уже был изобретён и лицензирован в Европе, а точнее в Германии в 1830 году.
    Посмотрите здесь:
    http://eugenmeermann.ru/bayan-i-akkordeon/semejstvo-garmonik
    О различии аккордеон и баяна также вы можете ознакомиться здесь:
    http://eugenmeermann.ru/bayan-i-akkordeon/bayan-i-akkordeon-otlitshie
    Удачи вам!

  4. Вадим:

    Я полагал, главное различие между баяном и аккордеоном все таки в звучании, а клавиатура — вторична. У аккордеона одна нота звучит как целый аккорд, отсюда и название, звук объемный и насыщенный, тогда как у баяна и гармошки — более плоский, что ли.

  5. мих:

    судя по числу кнопок на баяне — музыкальный инструмент сверхчеловека.
    ввиду большого числа гармоник — звуки музыки кажутся более насыщенны оттенками.
    молодцы.

  6. Валерий:

    Название «аккордеон» — Кирилл Демян, венский армянин, патент 1829 года which concerned «automatically coupled chords on the bass side» — автоматическое воспроизведение аккорда нажатием одной кнопки на стороне баса https://en.wikipedia.org/wiki/Cyrill_Demian
    Трёхрядная правая клавиатура с B-Griff («московская раскладка») — венский мастер Matthäus Bauer патент 1851 года, Шраммель-аккордеон, Schrammel accordion https://en.wikipedia.org/wiki/Schrammel_accordion
    Левая клавиатура — Stradella Bass System https://en.wikipedia.org/wiki/Stradella_bass_system Stradella — город на севере Италии.

  7. admin:

    Кстати, Виталий, я хотел бы вас отослать на страницу моего сайта:
    http://eugenmeermann.ru/firmy-proizvoditeli-bayanov-akkordeonov-istoriya/paolo-soprani-firmy-proizvoditeli-bayanov-akkordeonov/paolo-soprani-osnovatel-proizvodstva-akkordeonov-v-castelfidardo
    Это насчёт истории… А первые гармони в России появились после того как тульский оружейник Иван Сизов разобрал привезённый из Германии аккордеон, разобрал и изучил его, а потом изготовил свою копию. Это произошло в 1830 году.
    Прочтите ещё эту статью об АККО и откуда появились профессиональные баяны с розливом:
    http://eugenmeermann.ru/firmy-proizvoditeli-bayanov-akkordeonov-istoriya/akko-firmy-proizvoditeli-bayanov-akkordeonov/akko-voronezhskie-bayany-i-akkordeony
    Удачи вам.

  8. Виталий:

    Хорошая статья. Но происхождение баяна — аккордеона стоило бы отдать на откуп историкам, если таковые имеются.А то С. Войтенко заявил, что по его каким-то данным баян изобрели в Самаре., если это не шутка. По поводу взаимопроникновения культур. Наши мастера стали заказывать левую, прежде всего, механику у западных фирм, т.к. они тише и надежнее. И еще. Стали делать профессиональные баяны с розливом. Как например баян Аханова ф. АККО. Равньше с розливом делали только любительские баяны — Белорусской, Ростовской-на-Дону и др. фабрик.

  9. игорь:

    Очень грамотная статья.

  10. Leonid:

    Замечательный сайт, просто потрясающий, есть ВСЁ!

  11. Отличный сайт, очень интересная информация спасибо.Удачи вам и вашему сайту.

Оставить комментарий