Вы находитесь здесь: Главная > Баян и аккордеон > Девочка с аккордеоном

Девочка с аккордеоном

Девочка с аккордеоном

15 ноября в Волгограде открыли новую скульптурную композицию Девочка с аккордеоном. Эта скульптура появилась здесь не случайно, ведь Волгоград - родина композитора Александры Пахмутовой, которая как раз в ноябре отметила свой 90-летний юбилей.

Автор - волгоградский скульптор Сергей Щербаков так рассказал об идее создания скульптуры "Девочка с аккордеоном":
"В 1943 году Александра Николаевна с семьёй вернулась из эвакуации в Сталинград и продолжила заниматься музыкой. Рояля тогда не было, поэтому девочка играла раненым в госпитале на трофейном немецком аккордеоне. У меня перед глазами была всего пара сохранившихся фотографий Александры Пахмутовой, по которым даже трудно определить ее возраст. А во что она была одета? Можно, конечно, было позвонить и задать такой вопрос ей самой. Но, мне кажется, она и сейчас этого не помнит, поэтому я ориентировался на моду того времени. Еще одна дилемма: на каком аккордеоне играла наша землячка? Понятно, что он был немецким, трофейным. Но ведь существовало много разных. Одним словом, материала было очень мало".

Скульптуру Девочка с аккордеоном высотой примерно 1,2 метра и а весом 306 килограммов изготовили из бронзы в подмосковном Жуковске и установили на главной аллее нового сквера, который назвали в честь великой землячки Александры Пахмутовой. И отныне маленькая серьёзная девочка с косичками играющая на аккордеоне стала доминантой, напоминанием и украшением этого места отдыха горожан, заняла своё место среди памятников с аккордеоном таких как Памятник танго в аргентинском Буэнос-Айресе

Памятник бандонеону в Буэнос-Айресе
Памятник аккордеону в итальянском Кастельфидардо Итальянские аккордеоны и баяны. Кастельфидардо
Мальчик с аккордеоном в немецком Зигбурге под Бонном

 

и Памятник гармонисту в Саратове.


Теперь немного "дёгтя в бочку с мёдом".
Для создания "духа прошедшего времени" в фильмах, картинах художники тщательно выбирают каждый предмет быта, одежды той эпохи и вот все эти детали создают неповторимый стиль и атмосферу "ретро". Автору скульптуры Сергею Щербакову надо было бы быть поточнее с выбором аккордеона для натуры если он действительно хотел увековечить образ А.Н.Пахмутовой, ведь аккордеоны с торговой маркой Weltmeister появились уже после окончания Второй мировой войны.
Понимаю, что автору простительно незнать историю аккордеона, но ведь есть же эксперты и специалисты в этой области и для такого важного дела надо было бы посоветоваться с ними. Как говорилось самим скульптором, в 1943 году Александра Пахмутова - "играла раненым в госпитале на трофейном немецком аккордеоне".
В то время аккордеоны выглядели совсем по-другому, более угловато, как и автомобили того времени. Бренд Weltmeister появился после объединения известных немецких производители аккордеонов работающих в Клингентале и вокруг него ( таких как C. A. Seydel, J. C. Herold, G. A. Dörfel, F. A. Böhm, Otto Weidrich, Karl Eschbach, Ernst Leiterd, Robert Mühlmann, Gebrüder/братья Gündel, Gebrüder/братья Ludwig, C. W. Meisel и др. компании) после Второй мировой войны, а точнее в 1948 году, а уж модель аккордеона Stella на котором играет девочка и вовсе увидела свет намного позднее, в 70-годах.
Этот досадный "ляпсус" мне живо напомнил недавно созданный памятник Михаилу Калашникову в Москве, где на горельефе вместо схемы его знаменитого оружия была изображена схема немецкого автомата StG 44 конструктора Шмайссера.
А так, в общем, сам аккордеон выполнен очень реалистично, постановка рук у девочки - практически идеальная. Это я анализирую скульптуру "Девочка с аккордеоном" с позиции музыканта-специалиста по этим инструментам.

Теги: ,

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS